Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников

Дата: 15 декабря 2021 в 20:51
608 просмотров

Уважаемые родители!

Предлагаю принять участие в дистанционном родительском собрании  «Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников»

Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, вежливыми, отзывчивыми?

Да, каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Это действительно очень кропотливый, нелёгкий труд – быть родителем.  Дети - зеркало родителей, семьи. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.

Составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

В школе много внимания уделяется формированию культурного поведения у ребят: проводятся тематические беседы, классные часы в игровой, занимательной форме, рассматриваются и обсуждаются жизненные ситуации. Но если нет базовой семейной подготовки, ребенку требуется большой период времени, чтобы освоить культурные нормы.

Как же сформировать у ребенка культурное поведение?

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является атмосфера любви и доверия в семье. Каждому хочется, чтобы его любили близкие люди. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, и, конечно же, в прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома»»…

1.Личный пример во всем. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если в семье люди уважительно разговаривают друг с другом, слушают друг друга, не перебивают, не позволяют грубить старшим, то конечно ребенок из такой семьи не будет грубить учителю и перебивать сверстников в разговоре.

Если мама с папой переходят дорогу по пешеходному переходу, то и ребенок тоже будет это делать.

Если в семье принято соблюдать правила поведения за столом во время еды, принято благодарить за обед, то и ребенок тоже это будет делать.

2. Совместные дела родителей и детей: это чтение и обсуждение прочитанного, совместный просмотр кинофильмов, совместные увлечения. И, конечно, от нас взрослых зависит, какие книги и фильмы будут любить наши дети: добрые или агрессивные, злые. Вы можете возразить, что сейчас трудно по телевидению выбрать фильм для совместного просмотра, возможно, это так. Но ведь можно посмотреть хороший фильм, предварительно выбрав его в сети интернет, сейчас гораздо больше возможностей в выборе, чем в наше детство. Прежде чем покупать компьютерную игру, посмотрите, подумайте, чему научит она вашего ребенка, может быть лучше купить хорошую книгу и прочитать ее вместе.

3.Умение делать выбор. Наша жизнь разнообразная, есть хорошее и плохое. Надо научить выбирать хорошее, полезное для здоровья, жизни. Здесь поможет личный пример и разговоры с ребенком о жизни, проговаривание, проигрывание различных жизненных ситуаций.

Например, рассказать о том, что как хорошо, что природа каждому человеку подарила замечательный организм: у нас есть руки, ноги, глаза, голова и т.д., что свой организм нужно беречь: соблюдать правила безопасного поведения во время игр, не сидеть долго перед телевизором и компьютером, не иметь вредных привычек. Одна из составляющих культурного поведения – уважительное отношение к себе и другим.

4. Научить ребенка нести ответственность за свои поступки, воспитывать волевые качества.

В младшем школьном возрасте ребенок должен осознавать, что кроме слова хочу, есть нужные и полезные слова - надо и могу. Формированию ответственности способствуют домашние поручения: это заправить свою кровать, полить цветы, подмести пол. Поручение должно быть постоянным и прежде чем ребенок научится его выполнять, ему мягко нужно об этом напоминать и показать важность его поручения: не заправишь кровать, будет неуютно в комнате, забудешь полить цветы, завянут и т.д.

5.Рассказывать ребенку о своих чувствах.

Бывает так, что ребенок нас огорчает, не выполняет наших просьб. Есть несколько педагогических приемов, которые помогают показать ребенку неправильность его поведения.

Например, ребенок забыл выполнить ваше поручение. Взрослый говорит, обращаясь к ребенку: «Я так огорчаюсь, когда люди ведут себя безответственно» или вы говорите о предполагаемых чувствах ребенка: «Ты, наверное, плохо себя чувствовал, раз не выполнил мою просьбу…» И далее, если отношения доверительные, ребенок скажет: «Нет, я просто забыл, прости меня»

Результаты привития культурных навыков проявятся не сразу. Необходимо терпеливое приучение; можно использовать напоминание, показ образца поведения, игру, специально созданные ситуации. Практика показывает: где родители совместно со школой уделяют данному направлению пристальное внимание, там постепенно складывается культура повседневной жизни, становятся привычными соответствующие нормы поведения, более успешно формируется духовный мир личности младшего школьника, в будущем значительно снижаются риски трудного подросткового возраста.

Однако бывают случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их. Причин этому несколько.

1. Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил – причина простая и легко устранимая.

2. Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

3. Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но…не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то.

4. Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

В заключение, хочется отметить, что младший школьный возраст – это период, когда сердце у ребенка открыто, когда легко до него достучаться. Родители для младших школьников – важные главные люди, поэтому все, что они говорят и делают тоже важно. А для нас важно не упустить этот момент и научить ребенка культурному поведению.

Уважаемые родители! У нас с вами одна цель: создать условия для того чтобы дети были образованными и культурными. Давайте будем поддерживать друг друга и вместе идти к нашей цели.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.