Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

Дата: 28 сентября 2023 в 11:00, Обновлено 18 мая 2024 в 17:05

Рекомендации   для родителей  по профилактике  насилия в семье

Уважаемые родители!

 Задумывались  ли  Вы  хотя бы иногда, почему наказываете ребёнка.

 А каковы причины  вашего  сыны или дочери?

 Мотивы проблемного поведения детей:

1.Борьба за внимание - если ребёнок не получает  нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального  благополучия, то он находит его  через такой способ, как непослушание. Лучше внимания с замечаниями, чем никакого.

2Борьба за самоутверждение - поведение  направлено  против чрезмерной власти или опеки (общение в форме замечаний, указаний, опасений) выражается в упрямстве,  своеволии, действии наперекор.

3Желание отомстить – в случае несправедливого  отношения: вы все сделали плохо, пусть и вам будет плохо.

4. Потеря веры в собственный успех -  из-за сформированной  низкой самооценки, ребёнок приходит  к выводу что «нечего стараться, всё равно  ничего не получится и внешним поведением  показывает: мне всё равно, пусть я буду плохой. 

 Следует учитывать  следующие недостатки  наказаний:

1. Наказание  часто может считаться несправедливым, особенно если ребёнок  видит, что подобные действия  сходят с рук другим лицам, чьими руками  осуществляется  наказание, зачастую становятся моделями  агрессивного поведения.

2.Наказание может играть  роль подкрепления  отрицательного поведения  ребёнка. (Если на ребёнка повышают  голос дома – это может   ему понравиться, так как  он  своим поведением  привлекает внимание  родителей)

3. Наказание может вообще разрушать  поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребёнка. У него может возникнуть ощущение  постоянной тревоги.

 Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

     Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей, каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

   

       Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной).

       Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету". Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

      Типы похвалы

"Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

"Аванс" это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

    Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

     Можно выделить следующие типы аванса:

a) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

c) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

"Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

"Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

     Наказание

      При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

      Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

     Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

  • Поведение, которое стимулирует злость и провоцирует конфликт
  • Повышенный голос
  • Вопли
  • Высказывание "Я здесь главный"
  • Настаивание на позиции "последнее слово моё"
  • Использование языка "напряженного тела", например, сжатых рук
  • Нравоучения
  • Сарказм
  • Воздействие на самолюбие
  • Демонстрация превосходства
  • Использование неоправданной физической силы
  • Вовлечение посторонних людей в конфликт
  • Настаивание на том, что вы всегда правы
  • Использование унижений, оскорблений
  • Предостережения
  • Заискивание или угодничество
  • Обобщение, замечания типа: "Все вы дети одинаковые"
  • Необоснованные обвинения
  • Недовольство
  • Ворчливость
  • Передразнивание
  • Сравнение с родственниками, другими учениками
  • Командование, требование, доминирование
  • Отчитывание за недоступное поведение
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.