Родительское собрание "Взаимодействие семьи и школы в развитии работоспособности и личностных качеств"
Взаимодействие семьи и школы
в развитии работоспособности и личностных качеств
Школьное образование - это самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
От подготовленности школьников зависит, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития страны.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Дети должны участвовать в исследовательских проектах, творческих занятиях, спортивных мероприятиях, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать свои мысли, принимать решения, помогать друг другу, уметь оценивать не только свои действия, но и действия других.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей. На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании, особенностей своей деятельности. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.
Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего- в этом значении и надо понимать слова Декарта « Я мыслю, следовательно, существую»
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами.
Иногда ребенок перенимает ее у своих родителей, так и не разобравшихся со своими проблемами, в других случаях она развивается из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей.
Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок представляют не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Как же личность осуществляет самооценку?
Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения.
Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.
Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе.
Человек с высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за учебу.
Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки.
Самооценка может быть адекватной и неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей,к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук
Наиболее естественно, как уже говорилось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.
В течение учебного года у детей происходит формирование самооценки. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой.
Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.
Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого. Представление о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Дети, которые не критичны к себе, часто критичны к другим.
Если учащемуся, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 9 или 10, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе.
Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности.
Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
С самооценкой связана и взаимооценка.
Взаимооценка - это оценивание, в процессе которого участниками являются дети. Чем больше участвующих в оценке (ученики, учитель, родители), тем объективнее оценка. Но доминирующей оценкой является оценка самого себя. Такая оценка позволит соотнести себя с другими.
Оценивание чужой работы необходимый способ работы, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки.
Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учеников на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища.
Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.
Чтобы рефлексия, самооценка и взаимооценка стали привычными, рабочими, нужна регулярность их проведения из этапа в этап урока, из урока в урок.
Образ совершенного ученика требует постоянного соотнесения и оценки каждым участником образовательного процесса степени соответствия собственной деятельности, используемых технологий, содержания, достигаемых результатов.
У учащегося должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определяют инвестиционную привлекательность образования.
Таким образом, можно выделить основные задачи:
- определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
- сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.