Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Родительское собрание «Формирование положительной самооценки младшего школьника – важная составляющая семейного воспитания»

Дата: 9 ноября 2020 в 22:21
1 636 просмотров

«Большая ошибка – мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».
Иоганн Вольфганг Гете

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребёнка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Формирование самооценки – характерная особенность личности ребёнка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Наблюдения за учебной и внеклассной деятельностью (на уроке, на перемене, в группе продленного дня) показывают, что существует проблема у детей в принятии собственного «я». С поступлением в школу у детей расширяется круг общения, дети имеют больше возможности проявлять свои интересы, отношение к окружающему миру, взаимоотношения с людьми, которые рядом с ним. Наблюдения и исследования раскрывают наличие проблемы в определении собственного «я» ребёнка.

Одни закомплексованы и зажаты, другие наоборот – проявляют свое «я» пренебрежительно по отношению к другим. Педагогу необходимо обращать внимание на формирование адекватной самооценки младшего школьника.

Нарушение самооценки и отрицательное отношение к себе влечет за собой определённые проблемы в учебной деятельности и сфере общения. Для полноценного развития и создания базы успешности человека необходимо проводить корректировку и приводить самооценку в нормальное состояние.

Методики помогают выявить ребят с отрицательной самооценкой, чтобы своевременно провести работу по доведению её до нормы или хотя бы изменить внутреннюю мотивацию ребёнка. Ребенок с положительным настроем и отношением большего добьется в жизни.

Ребёнок в школе устанавливает новые связи, увеличиваются его обязанности и соответственно появляются новые критерии, мерки, оценки, как своих товарищей, так и самого себя.

Опираясь на суждения товарищей, родителей, учителя, он оценивает себя – в отношении к окружающему миру и школе. Это не значит, что его оценки правильные – часто бывает и наоборот. Оценка себя часто говорит о желаниях ребёнка, чем о действительном положении дел – хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо он учится, как ведёт себя на уроках, как слушает учителя, родителей. Для ученика начальной школы легче оценить качества личности, чем свою учебную деятельность. Необходимо создать младшему школьнику доброжелательную атмосферу и условия для успешной деятельности и общения, так как неудачи и потрясения отрицательно сказываются на самооценке и отношению к самому себе.

Какой бы ни была самооценка её нужно знать, чтобы помочь ребёнку исправить отношение к самому себе или поддержать её на должном уровне.

Педагогу и родителям очень важно занять правильную позицию в отношении успехов и неудач детей. Если ребёнок неуверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи в учебных делах, важно подбодрить его, убедить его, что при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Если же ребёнок самоуверен, хвастается своими достижениями, то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

С развитием личности младшего школьника мы можем наблюдать, как более точным становится его знание о себе, становится более правильной самоориентации, растёт умение разбираться в своих силах и возможностях. Возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Так, уже во втором классе ребята ориентированы в своих действиях на самооценку. Причём самооценка не только становится более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

В формировании самооценки роль семьи огромна. Представление ребёнка о себе самом начинает складываться задолго до поступления его в школу. Условия воспитания ребенка в семье и в детском саду, а затем в школе существенно влияют на формирование у него самооценки и уровня притязаний, от характера которых во многом зависит поведение ребёнка в различных ситуациях.

Особое внимание надо уделить детям с пониженной самооценкой. Поведение детей с пониженной самооценкой отличается пассивностью, робостью, повышенной тревожностью, мнительностью Ранимые и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегают того, чтобы их оценивали, стараются оставаться в тени. Воспринимая и оценивая себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боятся тех, кто «сильнее» (учителей, родителей), и уклоняются от того, чтобы быть ими замеченными.

Огромную роль в формировании положительной самооценки играет семья. Уровень самооценки ребёнка зависит от того, насколько сплочена его семья. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. Иной, как правило, оказывается домашняя обстановка, в которой воспитываются дети с нормальной самооценкой. Здесь здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдается бережное, уважительное отношение родителей к личности ребёнка.

Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребёнком: решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов и вкусов.

В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, родители, как правило, привлекают их к обсуждению различных доступных их пониманию общесемейных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходится с родительским. Эти родители рассматривают своего ребёнка как личность, заслуживающую внимания, интереса и уважения.

Другая картина в семьях, где растут дети с пониженной самооценкой. Матери и отцы этих детей не могли глубоко охарактеризовать своего ребёнка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учёбе, плохо вели себя – и родителей вызывают в школу). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребёнок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» – обычно следовали такие ответы: «Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять почаще». «Кто его знает, чем он интересуется. Ему надо учением больше интересоваться», «Друзей много, всех не узнаешь. Бегает во дворе со всеми, с кем захочется. Нас весь день дома не бывает…».

Изучение семей, в которых у детей формируется пониженная самооценка, показывает, что здесь нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребёнка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается в сущности просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребёнку. В таких семьях о трудностях, испытываемых ребёнком, о его недостатках чаще всего знает мать. Ребёнок чувствует себя здесь неуютно. Общение с родителями он чаще всего избегает.

Самооценка, складывающаяся у ребёнка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми он приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении, и в общении с товарищами.

Также необходимо обратить внимание на детей с повышенной самооценкой.

Здесь нужно объяснить ребёнку, что неуважительное отношение к людям, доставляет им боль, что ребёнок является членом коллектива, поэтому необходимо считаться с мнением товарищей, уважать другую точку зрения, свой авторитет повышать за счёт своих достижений.

Необходимо разобраться в семейном микроклимате у детей с повышенной самооценкой, чтобы выяснить причины такого поведения.

Каждый родитель хочет, чтобы судьба ребёнка сложилась, была успешной. Но многое зависит от взрослых, которые окружают ребёнка.

Рекомендации родителям:

1. Ребёнок – это личность, любите и принимайте его таким, какой он есть.

2. Воспитывайте в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную атмосферу вокруг ребёнка.

3. Ориентируйте ребёнка на достижение цели.

4. Отмечайте все успехи своего ребёнка.

5. Разговаривайте с ребёнком и умейте выслушать его.

6. Помогите найти выход из сложной ситуации.

7. Избегайте опасного поведения детей и повышайте самооценку ребёнка.

8. Формируйте нравственную сферу жизни ребёнка.

Родители в сотрудничестве со школой должны способствовать тому, чтобы у детей сформировалась правильная шкала ценностей, адекватная самооценка и самоуважение.

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку. Существует множество способов привить ребёнку понимание его способности творить, любить, совершать благородные поступки, начиная с самого раннего возраста, однако именно в раннем возрасте может начаться и обратный процесс занижения самооценки в результате необдуманных поступков родителей. Повышение самооценки автоматически ведет к улучшениям во всех аспектах жизни. А низкая самооценка (следствие неуверенности и робости) – залог торможения процесса принятия решений, без которых не происходит ни одно действие. При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

Важно понимать, уважать ребёнка, его чувства, интересы, стремления, это является непременным условием формирования положительной самооценки младшего школьника. Однако значимость проблемы требует более подробного рассмотрения условий, средств и методов воспитания детей в семье.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.