Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Роль семьи в формировании объективной самооценки школьника

Дата: 26 апреля 2022 в 21:29, Обновлено 26 апреля 2022 в 21:38
145 просмотров

 «Роль семьи в формировании объективной самооценки школьника»

Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

Младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений.  Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для адекватной самооценки.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих способностей, возможностей, качеств, особенностей своей деятельности.

Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.

Отмечу сразу, что с первых дней жизни самооценка ребёнка безупречна! Но взрослея, ребёнок понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь ребёнок сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят.

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах. Только человек с адекватной самооценкой может конструктивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать виновного в допущенных промахах.

Развитию вышеперечисленных качеств активно содействует применение системы безотметочного обучения. Безотметочное обучение – это обучение на содержательно-оценочной основе без выставления отметок, которое создает условия для сохранения психофизического здоровья учащихся, формирует внутреннюю мотивацию учения, развивает адекватную самооценку. Оценка достижений учащихся становится более содержательной, объективной и дифференцированной.

Формирование личности младшего школьника начинается буквально с первых дней учебы. Он учится контролировать свое поведение, управлять собой, сравнивать результат своей деятельности с эталоном, овладевать способами проверки и исправлять ошибки.

Во 2 классе учащийся способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сравнить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. С первых уроков учащегося приучают оценивать свою работу, используя разные приемы, которыми я хочу с вами поделиться.

С учащимися мы определяем объект оценивания (правильность выполнения работы, аккуратность выполнения). Для этого используем в практике «Волшебные линеечки».

На уроках использую прием взаимооценки. Оценка работы, выполненной другим обучающимся, является условием для возникновения самооценочной деятельности. Видя положительную работу своего товарища, ребенок старается подтянуться. Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи товарища. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки .

Не стоит забывать о роли рефлексии, так как ее основной целью является самооценка.

Чтобы закончить урок на положительной ноте, используется один из вариантов методики «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Вышеперечисленные способы формирования самооценки помогают выработать адекватную самооценку у младшего школьника, т.к. основываются на необходимости обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. Важно, чтобы учащиеся не только могли дать обоснование и оценку хорошо выполненной работе, но и научились выделять возникающие в ней трудности. Дети должны представить себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Также не следует забывать о роли влияния семьи на самооценку младшего школьника. Ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей будущей жизни. Поэтому родители должны понимать, как велико значение правильного семейного воспитания в развитии адекватной самооценки ребенка.

Развитая самооценка у младшего школьника строится по исследовательскому принципу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли? Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.

Семья должна понять ребенка, его желания и интересы, терпеливо помогая осуществлению одних и столь же терпеливо отсекая другие. Нужно попытаться быть как можно честнее перед собой и перед ребенком.

Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и вы увидите —  ваш труд будет не напрасен. Счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда МЫ вместе, ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.м

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.