Игра и труд в жизни младшего школьника
Уважаемые родители!
Тема нашего собрания «Игра и труд в жизни младшего школьника». И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. В 1 классе для детей самым важным и главным видом деятельности становится учебная, но в их жизни большое место занимают труд и игра.
Поступление в школу ребенка вовсе не уменьшает его потребности в играх.
Ни к одной деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Воспитательные возможности игры огромны:
-игры развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
-тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей;
-формируют эмоциональную сферу личности младшего школьника;
-способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию.
Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни младшего школьника уменьшается, но не исчезает совсем. Поэтому у детей младшего школьного возраста должны еще оставаться игры и игрушки из дошкольного детства. Но значительное место начинают занимать различные игры с правилами — интеллектуальные и подвижные.
Родителям необходимо быть внимательными к играм своих детей. Это для них не пустые забавы, а важная часть жизни. О чем родители должны позаботиться?
- Чтобы у ребенка был отдельный уголок.
- Не следует покупать детям все новые и новые игрушки. Если их много, то пропадает интерес к ним, не берегут их.
-Нельзя выбрасывать старые игрушки, они могут быть любимыми, о чем – то напоминать детям.
Взрослые должны учить играть, показывать правила, руководить процессом игры. Часто возникают неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трех видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, все время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают. У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им. Если у таких родителей ребенок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, папа или мама присаживается рядом с ним и говорит:
- Ты не так делаешь, смотри, как надо делать.
Если ребенок вырезывает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит:
- Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?
Ребенок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит еще что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети не могут научиться преодолевать трудности и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо. У таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей. Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают их и требуют новых.
В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать, поставить какой-либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.
Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия. Не случайно они всегда были во всех образованных семьях. Ребенок, который умеет играть в шашки и шахматы, обычно хорошо учится в школе.
Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают смекалку, тренируют ум. Используйте в играх с детьми народный фольклор: считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это не только развивает ум, но и учит ценить в жизни честность и справедливость.
Не забывайте о спортивных и подвижных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
Приходя в школу, дети обычно уже имеют некоторые навыки в простейших формах трудовой деятельности (самообслуживание, выполнение посильных трудовых поручений взрослых и т. д.). В школе эти навыки развиваются и совершенствуются. С поступлением ребенка в школу надо не освобождать от развития навыков самообслуживания: требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на рабочем месте, в портфеле, убирать и чистить свои вещи.. В труде, даже простом домашнем, у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут нужны ему в учебе и жизни. Это и точность движений, и аккуратность, и исполнительность, и самостоятельность, и самодисциплина. А главное – это испытание чувства удовлетворения, радость труда.
Детям нужно знать, что трудиться нелегко, что папа и мама устают на работе, поэтому результаты труда надо беречь. Желательно, чтобы дети знали, чем занимаются родители на работе, как нелегко заработать? Важно, чтобы все разговоры в семье о труде, о работе проникались чувством уважения к труду. Нельзя наказывать трудом.
Родители должны интересоваться трудом ребенка в школе. Родители могут поправить ребенка, оказать ему необходимую помощь, осудить за плохое качество работы, подбодрить при неудачах или одобрить при первом успехе.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто. Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Уважаемые родители! Задумайтесь о том, что…
…если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
…если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
…если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думайте о том, что ждет его в будущем?
…если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?