Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Аттестация педагогических работников

Дата: 26 октября 2016 в 11:06, Обновлено 4 апреля в 12:26

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Аттестация педагогических работников– это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Основные документы, регламентирующими порядок аттестации:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011.
  2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101.
  • Изменения и дополнения:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 20
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 163
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 г. № 131
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 г. № 46

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

  •  По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
  •   По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
  • освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года;  высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.


 Документы, предоставляемые при аттестации

  1. Заявление по установленной форме
  2. Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
  3. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)

Изучение педагогической деятельности

Квалификационные характеристики

«Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности

-  «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов

-  «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы

В ходе аттестации оцениваются

- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года), для подтверждения категории за 5 лет.

- достижение результатов (учащихся и педагога);

- деловые, личностные качества педагога;

- возможности дальнейшего роста и обучения;

-  необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

В ходе аттестации педагогом предоставляются

- Материалы учебного кабинета (согласно приложению «Рекомендации по организации работы и ведению документации в учебных кабинетах учреждений общего среднего образования» к  письму начальника главного управления образования Гомельского обисполкома «Об оптемизации деятельности»)

- Самоанализ деятельности

- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий

- Самоанализ открытых мероприятий

- Материала по самообразованию или обобщение опыта

- Результаты психолого-педагогического анкетирования


 Основные этапы аттестации:

  1. Подготовительный этап.

Избрание аттестационной комиссии

Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.

Оформление пакета документов по аттестации.

Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.

  1. Организационный этап.

Подача заявлений в комиссию

Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.

Составление графика аттестации.

Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом

Издание приказа руководителя о проведении аттестации.

  1. Процессуальный (основной)

Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником (собеседованиеанкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).

Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.

Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.

Составление характеристики.

  1. Заключительный (итоговый) этап

Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)

Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)

Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.

Внесение записи в трудовую книжку


Материалы по аттестации

Нормативно-правовое обеспечение

Квалификационный экзамен

Нормативные правовые документы

Эффективный педагогический опыт

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Материалы квалификационного экзамена при прохождении аттестации

Методический материал. Обобщение опыта работы по иностранным языкам

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.