Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Рекомендации по подготовке к экзаменам

Дата: 10 мая 2020 в 12:57, Обновлено 14 мая в 08:34

Рекомендации учащимся по подготовке к экзаменационному изложению по русскому языку

11 класс

Письменный экзамен по русскому языку в XI классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для изложений, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов за курс средней школы».

Изложение является традиционным и распространенным методом обучения учащихся речевой деятельности. Популярность и эффективность этого метода определяется содержательностью и результативностью самой работы. Известно, что написание изложения не только помогает учащимся овладеть связной речью, но и формирует у них культуру речи, упорядочивает их знания по грамматике, стилистике, орфографии, типам и жанрам речи, обогащает словарный запас, активизирует мыслительную деятельность.

Неслучайно изложение как средство комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку вернулось в школу в качестве выпускного экзамена.

В качестве экзаменационных письменных работ обычно предлагаются подробные изложения разных типов речи. Подробные (полные, или близкие к тексту-образцу) изложения требуют от школьников не только последовательной передачи содержания исходного текста, но и сохранения особенностей авторского стиля.

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Для этого надо в первую очередь определить, какими умениями должен овладеть выпускник школы, чтобы суметь подробно передать содержание исходного текста. Назовем наиболее значимые из них:

–  умение определять тему текста и его главную мысль;

– умение мысленно во время чтения текста делить его на смысловые части, выделять ключевые слова каждой части;

–  умение четко определять тип текста, что позволит выдержать пересказ в нужной композиционной схеме;

– умение определять стиль текста;

–  умение редактировать написанный текст

Практические советы ученику

Знаешь ли ты, какой тип памяти у тебя наиболее развит? Если нет, попробуй обратиться за помощью к психологу или займись самоанализом, выполни несколько психологических тестов. Ты лучше запоминаешь информацию зрительно, когда читаешь что-то, или на слух, или когда записываешь то, что нужно запомнить?

Помни: при написании изложения тебе придётся воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Возможно, это будет запоминание сюжета предполагаемого текста (если это повествование), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение). В настоящее время для сжатой, контурной передачи информации широко используют прием запоминания ключевых слов. Он предполагает, что запоминаются основные, значимые слова текста, которые образуют словесный и смысловой каркас всего высказывания. Попробуй воспользоваться этим приемом, потренируйся, выясни точно, подходит ли он тебе.

Запомни, что изложение не ставит основной целью проверку твоих способностей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача – выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты грамотно передать предложенное содержание. Это значит, что не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно запомнить слова текста. Запоминай содержание и настроение текста.

Известно, что один и тот же смысл бывает по-разному выражен словесно. Например: У Маши голубые глаза. Глаза у Маши голубые. Машины глаза голубые. Маша – девушка с голубыми глазами. Цвет Машиных глаз голубой. Из этого следует, что важно запомнить содержание и стилистические особенности предлагаемого текста, поэтому неправильным следует признать такую передачу текста, где нарушена стилистическая ткань. Например, исходное предложение Чебурашка не удержался на стуле и шлепнулся на пол нельзя передать в виде Чебурашка не удержался на стуле и совершил падение на пол или Со стула Чебурашка грохнулся конкретно и т.д.

Помни о том, что существует оперативная и долговременная память. Далеко не все способны тут же воспроизводить только что услышанное. Некоторым людям нужно, чтобы прошло какое-то время, поэтому не пугайся, если после прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запомнил. Не торопись, ты сможешь постепенно всё вспомнить.

Считается, что память надо будить, т.е. заставлять себя вспоминать информацию. Не пренебрегай этим при подготовке и написании изложения.

Тексты изложений подобраны с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на основные правила русской орфографии и пунктуации. Поэтому не забудь повторить их.

Некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.

Порядок работы над изложением

Помни: текст читается два раза.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст. В последующие 15-20 минут (до второго чтения текста) постарайся записать как можно больше запомнившихся ключевых слов, словосочетаний, отдельных фраз и предложений, постарайся составить примерный план пересказа.

При повторном чтении текста будь внимателен: откорректируй план, допиши начатые фразы и предложения, зафиксируй наиболее важные слова, имена, географические названия, после повторного чтения не спеши сразу писать изложение. Сперва приведи в порядок черновик: расставь ключевые слова и записанные фразы, предложения по пунктам плана; мысленно перескажи текст, затем можешь приступать к написанию черновика изложения.

          После того как написан первый вариант черновика, внимательно перечитай его, исправь возможные ошибки.

В текстах, которые предлагаются для изложения, повествование часто ведется от первого лица. При пересказе текста не всегда оправдана замена первого лица на третье. Чтобы передать замысел, настроение и стиль автора, следует при пересказе сохранить первое лицо, а третье лицо употреблять в том случае, когда это не помешает выполнить поставленную задачу.

Оставляй для переписывания работы на чистовик достаточное количество времени. Обычно переписывание не является чисто механической работой, поскольку возникают новые мысли, суждения, пожелания изменений и т.п. Позаботься о том, чтобы не только переписать законченную работу вовремя, но и успеть один-два раза проверить чистовик.

Пиши красиво, аккуратно, разборчиво. В чистовике старайся обойтись без зачеркиваний и других исправлений. Если всё-таки возникает потребность в исправлениях, делай их аккуратно и отчётливо



РЭКАМЕНДАЦЫI

да экзамена па беларускай мове (дыктант)

9 клас

Пры падрыхтоўцы да экзамена неабходна паўтарыць правiлы:

па фанетыцы: е,ё-я; о,а-э; д-дз; т-ц; у-ў; правапiс прыставак на –З,-С , пpaвaпic I, Ы, Й пасля прыставак; іншамоўных спалучэнняў галосных, падваенне i падаўжэнне зычных; правапіс мяккага знака, апострафа, правілы пераносу i інш.;

па марфалогii: суфіксы i канчаткі назоўнікаў, прыметнікаў, дзясловаў; НЕ (НЯ), HI з рознымі часцнамі мовы; пpaвaпic прыслоўяў, складаных i складанаскарочаных слоў, пpaвaпicуласных назоўнікаў;

па сiнтаксiсу i пунктуацыі: знакi прыпынку ў простым сказе, у сказах з аднароднымi членамi, сказах са звароткамi, пабочнымi словамi, сказах з адасобленымi членамi (азначэннямi, прыдаткамi, акалiчнaсцямi, ускладнёнымi дапаўненнямi); складаназлучаным, складаназалежным, бяззлучнiкавым сказах, у сказах з простай i ўскоснай мовай.

На экзамене неабходна:

  1. Уважлiва праслухаць увесь тэкст.
  2. Пры першым чытанні настаўнiкам сказа не пiсаць, а ўважлiва слухаць.
  3. Пры паўторным чытаннi настаўнiкам сказа акуратна запiсаць сказ.
  4. Пазбягаць выпраўленняў.
  5. Пiсаць акуратна, зразумела, разборлiва.
  6. Уважлiва праверыць тэкст.

 

Рекомендации учащимся по подготовке к экзаменационному диктанту по русскому языку

9 класс

Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».

Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.

Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?

Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.

Орфографические нормы:

  • Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)
  • Правописание согласных в корне
  • Правописание приставок, суффиксов, окончаний
  • Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах
  • Особенности употребления на письме Ъ и Ь
  • Правописание Н/НН в разных частях речи
  • Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
  • Правописание наречий и др.

Пунктуационные нормы:

  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами
  • Обособление сравнительных оборотов
  • Вводные и вставные конструкции
  • Знаки препинания в сложном предложении
  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др.

Порядок работы над диктантом

Помни: текст читается несколько раз.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.

Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.

На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).

Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:

вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);

затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);

затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).

По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.

После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.

Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:

первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);

второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).

Помни:

пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;

при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то

исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);

некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с авторским.


 

Рекомендации учащимся

для подготовки к выпускному экзамену

по математике

9 класс

Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто:

  1. в полном объеме владеет материалом;
  2. хорошо знаком с процедурой проведения экзамена;
  3. психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.

Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории:

  • действия с десятичными и обыкновенными дробями;
  • преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
  • тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения;
  • преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений;
  • решение задач, решаемых с помощью уравнений;
  • решение систем уравнений;
  • решение линейных и квадратичных неравенств и их систем;
  • функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность;
  • прогрессии;
  • перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства;
  • признаки равенства треугольников;
  • признаки подобия треугольников;
  • формулы для вычисления площади треугольников;
  • теоремы Пифагора, синусов и косинусов;
  • окружность и ее свойства;
  • свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; правильные многоугольники и их свойства.

После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности. Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах.

При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения.

2.Некоторые советы учащимся во время экзамена:

Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!

Будьте внимательны: вдумчиво прочитайте условие и четко определите, что от вас требуется!

Некоторые учащиеся много времени тратят на подробное решение первых несложных заданий, в результате последние задания либо решаются наспех, либо не решаются вообще в связи с нехваткой времени. Возьмите с собой часы, планируйте время!

Экзаменационные работы часто сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!


Рекомендации по подготовке к экзамену по учебному предмету "Трудовое обучение" по специальности "Продрвец 4 разряда."


Оформление экзаменнационных работ по математике за период обучения на || и  ||| ступенях общего среднего образования


ПАМЯТКА “ПАДРЫХТОЎКА ДА ЭКЗАМЕНАЎ ПА БЕЛАРУСКАЙ МОВЕ НА III СТУПЕНІ АГУЛЬНАЙ СЯРЭДНЯЙ АДУКАЦЫІ”


ПАМЯТКА - РЕКОМЕНДАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО РАЗДЕЛУ "ЧТЕНИЕ"


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 


ПАМЯТКА - РЕКОМЕНДАЦИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО РАЗДЕЛУ "АУДИРОВАНИЕ"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.